Главная » Статьи » Двигатель |
Жидкостная система охлаждения двигателя
В автомобильных двигателях наиболее часто применяют систему жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости. В качестве охлаждающей жидкости применяют воду или низкозамерзающие жидкости — антифризы, водный раствор этиленглюколя («Тосол»). Поток циркулирующей жидкости направляется в первую очередь к наиболее нагретым деталям двигателя: стенкам камеры сгорания, свечам зажигания, выпускным клапанам, цилиндрам двигателя. Теплота от нагревающихся деталей передается через стенки агрегатов двигателя охлаждающей жидкости, а от нее также через наружные стенки агрегатов системы охлаждения в атмосферу. ![]() 1- радиатор; 2- вентилятор; 3- верхний патрубок; 4-водяная рубашка; 5- термостат; 6- распределительная трубка; 7- насос. К системе жидкостного охлаждения относятся: • полость (рубашка) охлаждения блока и головки цилиндров; • радиатор с жалюзями; • вентилятор; • водяной насос (помпа); • термостат; • датчики температуры охлаждающей жидкости; • водораспределительная труба; • патрубки и шланги с деталями крепления; • расширительный (компенсационный) бачок; • сливные краники; • отопитель кабины водителя (салона); • предпусковой подогреватель. Охлаждающая жидкость циркулирует в полости (рубашке) блока и головки цилиндров, омывая гильзы цилиндров и стенки камеры сгорания. Затем, омывая приливы клапанов, охлаждает их и поступает в полость подогрева впускного коллектора. Далее через верхний патрубок охлаждающая жидкость попадает в верхний бачок радиатора, где охлаждается потоком воздуха, перетекая по трубкам в нижний бачок радиатора, и через патрубок и шланг поступает к водяному насосу. Водяной насос обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости. Он приводится в действие от коленчатого вала приводным ремнем. Интенсивность охлаждения жидкости регулируется термостатом, который в зависимости от температуры жидкости пускает ее по большому или малому контуру охлаждения, а также отключением и включением вентилятора. Заправляется система охлаждающей жидкостью через заливную горловину расширительного бачка. Сливается жидкость из системы через сливной кран и краны дополнительного оборудования автомобиля. Система жидкостного охлаждения в современных автомобилях — закрытого типа, то есть она сообщается с атмосферой через паровоздушный клапан, что обеспечивает повышение температуры кипения жидкости и уменьшает ее испарение. По сравнению с воздушной системой охлаждения жидкостная система лучше регулируется, равномернее охлаждает детали двигателя, расходует гораздо меньше мощности на привод водяного насоса и вентилятора, бесшумна в работе. Однако эта система дороже воздушной и уязвима в эксплуатации. Систему жидкостного охлаждения используют также для охлаждения компрессора пневматической тормозной системы. ![]() Радиатор предназначен для охлаждения жидкости, отводящей теплоту от деталей двигателя. Охлаждение жидкости происходит в сердцевине радиатора, набранной из медных, латунных или алюминиевых трубок, на которых имеются охлаждающие ребра, изготовленные из латуни или стали. Сердцевина соединяет между собой верхний и нижний бачки радиатора. Поток воздуха, обдувающий сердцевину радиатора, регулируется положением створок жалюзи, а также в современных моделях автомобилей отключением и включением вентилятора через температурный датчик охлаждающей жидкости. Заливная горловина верхнего бачка радиатора закрыта пробкой с паровоздушным клапаном. При перегреве охлаждающей жидкости и повышении давления паров жидкости выше расчетного клапан автоматически открывается. Расширительный бачок соединен патрубком с верхним бачком радиатора и предназначен для компенсации изменения объема низкозамерзающей охлаждающей жидкости («Тосол») при работе двигателя и после его остановки. Пробка бачка имеет паровоздушный клапан. Жалюзи предназначены для регулирования обдува радиатора встречным потоком воздуха. Жалюзи состоят из отдельных пластин. Для управления их положением из кабины водителя имеется привод. ![]() Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Насос устанавливается в передней части блока цилиндров и состоит из улиткообразного силуминового корпуса, вала с крыльчаткой и самоуплотняющегося сальника. Вращающаяся крыльчатка создает центробежные силы, под действием которых жидкость от центра корпуса насоса отбрасывается к его наружным стенкам. Вытеканию жидкости по разъему между корпусом насоса и блоком цилиндров препятствует резиновая прокладка, а по валу — самоуплотняющийся сальник, состоящий из резиновой манжеты, стальной обоймы и текстолитовой упорной шайбы. ![]() 1- радиатор; 2- пробка радиатора; 3- вентилятор; 4- электродвигатель; 5- кожух вентилятора; 6- датчик включения электродвигателя; 7- пробка сливного отверстия; 8- нижняя опора радиатора. Вентилятор обеспечивает обдув вентилятора и двигателя за счет усиления движения потока воздуха через сердцевину радиатора. Вентилятор имеет несколько лопастей, изготовленных из стали или пластмассы, имеющих специальную форму для снижения затрат на его привод. Для улучшения обдува двигателя может быть установлен на радиаторе направляющий кожух. Обычно вентилятор монтируется на одном валу с водяным насосом и приводится в движение от коленчатого вала через ременную передачу. В привод могут быть включены электромагнитная муфта или гидромуфта. Гидромуфта обеспечивает плавную передачу вращения от коленчатого вала вентилятору. Частота вращения вентилятора зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту из системы смазки, которое регулируется перемещением золотника включателя. В современных автомобилях все чаще используется автономный привод вентилятора от специального электродвигателя. Этот вентилятор автоматически включается при достижении охлаждающей жидкостью температуры 75°—85°С. | |
Просмотров: 3011
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |