Главная » Статьи » Ходовая часть

Автомобильные колеса
Колесом называется конструкция, состоящая из обода и соединительного элемента (диска) с деталями крепления. На колесо монтируют пневматическую шину и затем закрепляют его на ступице. Колеса автомобиля обеспечивают контакт с дорожным покрытием, участвуют в создании и изменении направления движения, передают нагрузку от массы автомобиля к дороге.
К колесам предъявляют следующие требования:
• полное соответствие применяемой шины по размерам,
жесткости и конструкции обода;
• надежное крепление к ступице;
• прочность и долговечность;
• минимальное биение и дисбаланс;
• легкость монтажа и демонтажа шины.
Колеса по эксплуатационному назначению транспортного средства подразделяются на 7 классов: класс 1 — для внутризаводского транспорта; классы 2...5 — для автомобилей
в зависимости от грузоподъемности; классы 6 и 7 для тракторов и сельскохозяйственных машин. В зависимости от основного назначения колеса делятся на:
• ведущие, преобразующие крутящий момент от трансмиссии в силу тяги, вследствие чего возникает поступательное движение автомобиля;
• управляемые, воспринимающие через подвеску толкающие усилия от кузова и с помощью рулевого управления задающие направление движения автомобиля;
• комбинированные, выполняющие функции ведущих и управляемых колес одновременно;
• поддерживающие, создающие опору качения для задней части кузова (рамы) автомобиля, преобразуя толкающие усилия в качение колес.
В зависимости от конструкции обода и его соединения со ступицей колеса делятся на дисковые и бездисковые. Дисковые колеса устанавливаются на всех легковых и большинстве грузовых автомобилей. Бездисковые колеса применяются на большегрузных автомобилях и автобусах. На автомобилях повышенной проходимости применяют дисковые колеса с разъемным ободом. Типовая конструкция колеса
легковых и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,5 т выполняется неразъемной, сварной из двух частей — обода и диска.


Конструкция колеса легкового автомобиля:
а — колесо с асимметричным ободом; б — профили посадочных
полок для бескамерных шин; в — симметричный профиль обода;
1 — обод; 2 — диск; 3 — ребра жесткости; 4 — периферийная
часть диска; 5 — выступ для крепления декоративного кольца

Диски выполняются сплошными, с вырезами, с ребрами. Вырезы делаются для охлаждения тормозного механизма и уменьшения массы диска.
Обод состоит из:
• закраин, то есть боковых упоров для бортов шины, расстояние между закраинами и есть ширина обода;
• полок, то есть посадочных мест бортов шины, наклоненных на 5 или 15° для передачи сил в окружном направлении;
• ручья, для облегчения монтажа шины.
Обод со смещением ручья имеет преимущественное распространение из-за удобства компоновки тормозного механизма. Обод обозначается по ширине и диаметру через косой крест при глубоком ручье и через тире — при плоском ободе.
Колеса бескамерных шин должны иметь большую жесткость и лучшую герметичность. При бескамерных радиальных шинах применяют безопасные контуры для предотвращения мгновенного выхода воздуха. Однако это несколько
затрудняет демонтаж шины.
Колеса грузовых автомобилей и автобусов выполняются с разборным ободом дисковые и бездисковые.

Дисковые колеса грузовых автомобилей:
а — двухкомпонентный обод; б — трехкомпонентный обод; 1 —
основание обода; 2 — разрезное замочное кольцо; 3 — неразрез-
ное бортовое кольцо; 4 — диск; 5 — разрезное бортовое кольцо 

Бездисковые колеса грузовых автомобилей:
а и б - разъемные по окружности; в — разъемные в поперечной плоскости; д и г — неразъемные с глубоким
ободом и низкими закраинами для бескамерных шин; 1 — обод; 2 — прижим; 3 — ступица; 4 — распорное
кольцо

Диск колеса должен воспринимать вертикальные,  боковые и продольные силы от дороги и передавать их через крепления на ступицу колеса. Наклон конических по-
лок обода:
5° — для шин общего назначения;
10° — для арочных шин и пневмокатков;
15° — при глубоких ободах для бескамерных шин.
Ступицы имеют 5-6 спиц, их отливают из стали или высокопрочного чугуна.
Бездисковый обод типа «триплекс» состоит из трех секторов — двух малых и одного большого. Замки секторов механически обработаны, что удорожает конструкцию. Обод
имеет две конические поверхности для посадки на ступицу с углом 18 и 75°. Стыки секторов обода располагаются на спицах ступицы. При посадке на конце 18° борт сдвигают до упора с конической поверхностью 75°, создавая натяг бортов и их установку с минимальным радиальным и осевым биением.
Для шин с регулируемым давлением воздуха применяют дисковые колеса с разборным ободом и распорным кольцом.

Распорное кольцо прижимает борт шины к закраинам обода. Для крупногабаритных шин применяют бездисковые колеса.
Ввиду необходимости снижения массы и момента инерции колеса было бы желательно применение на автомобиле колес из легких сплавов или пластических масс. Однако
высокая стоимость алюминия и большая трудоемкость изготовления алюминиевых колес сдерживает их широкое применение. По этим же причинам ограничено применение пластмассовых колес. Кроме того, для них характерны трудности
с упрочнением крепежных отверстий.
Категория: Ходовая часть | Добавил: Shcwab (02.05.2011)
Просмотров: 2536 | Теги: дисковые колеса, обод, бездисковые, конструкция клеса, колесо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: