Главная » Статьи » Ходовая часть |
Автомобильные колеса
Колесом называется конструкция, состоящая из обода и соединительного элемента (диска) с деталями крепления. На колесо монтируют пневматическую шину и затем закрепляют его на ступице. Колеса автомобиля обеспечивают контакт с дорожным покрытием, участвуют в создании и изменении направления движения, передают нагрузку от массы автомобиля к дороге. К колесам предъявляют следующие требования: • полное соответствие применяемой шины по размерам, жесткости и конструкции обода; • надежное крепление к ступице; • прочность и долговечность; • минимальное биение и дисбаланс; • легкость монтажа и демонтажа шины. Колеса по эксплуатационному назначению транспортного средства подразделяются на 7 классов: класс 1 — для внутризаводского транспорта; классы 2...5 — для автомобилей в зависимости от грузоподъемности; классы 6 и 7 для тракторов и сельскохозяйственных машин. В зависимости от основного назначения колеса делятся на: • ведущие, преобразующие крутящий момент от трансмиссии в силу тяги, вследствие чего возникает поступательное движение автомобиля; • управляемые, воспринимающие через подвеску толкающие усилия от кузова и с помощью рулевого управления задающие направление движения автомобиля; • комбинированные, выполняющие функции ведущих и управляемых колес одновременно; • поддерживающие, создающие опору качения для задней части кузова (рамы) автомобиля, преобразуя толкающие усилия в качение колес. В зависимости от конструкции обода и его соединения со ступицей колеса делятся на дисковые и бездисковые. Дисковые колеса устанавливаются на всех легковых и большинстве грузовых автомобилей. Бездисковые колеса применяются на большегрузных автомобилях и автобусах. На автомобилях повышенной проходимости применяют дисковые колеса с разъемным ободом. Типовая конструкция колеса легковых и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,5 т выполняется неразъемной, сварной из двух частей — обода и диска. ![]() Конструкция колеса легкового автомобиля: а — колесо с асимметричным ободом; б — профили посадочных полок для бескамерных шин; в — симметричный профиль обода; 1 — обод; 2 — диск; 3 — ребра жесткости; 4 — периферийная часть диска; 5 — выступ для крепления декоративного кольца Диски выполняются сплошными, с вырезами, с ребрами. Вырезы делаются для охлаждения тормозного механизма и уменьшения массы диска. Обод состоит из: • закраин, то есть боковых упоров для бортов шины, расстояние между закраинами и есть ширина обода; • полок, то есть посадочных мест бортов шины, наклоненных на 5 или 15° для передачи сил в окружном направлении; • ручья, для облегчения монтажа шины. Обод со смещением ручья имеет преимущественное распространение из-за удобства компоновки тормозного механизма. Обод обозначается по ширине и диаметру через косой крест при глубоком ручье и через тире — при плоском ободе. Колеса бескамерных шин должны иметь большую жесткость и лучшую герметичность. При бескамерных радиальных шинах применяют безопасные контуры для предотвращения мгновенного выхода воздуха. Однако это несколько затрудняет демонтаж шины. Колеса грузовых автомобилей и автобусов выполняются с разборным ободом дисковые и бездисковые. ![]() Дисковые колеса грузовых автомобилей: а — двухкомпонентный обод; б — трехкомпонентный обод; 1 — основание обода; 2 — разрезное замочное кольцо; 3 — неразрез- ное бортовое кольцо; 4 — диск; 5 — разрезное бортовое кольцо ![]() Бездисковые колеса грузовых автомобилей: а и б - разъемные по окружности; в — разъемные в поперечной плоскости; д и г — неразъемные с глубоким ободом и низкими закраинами для бескамерных шин; 1 — обод; 2 — прижим; 3 — ступица; 4 — распорное кольцо Диск колеса должен воспринимать вертикальные, боковые и продольные силы от дороги и передавать их через крепления на ступицу колеса. Наклон конических по- лок обода: 5° — для шин общего назначения; 10° — для арочных шин и пневмокатков; 15° — при глубоких ободах для бескамерных шин. Ступицы имеют 5-6 спиц, их отливают из стали или высокопрочного чугуна. Бездисковый обод типа «триплекс» состоит из трех секторов — двух малых и одного большого. Замки секторов механически обработаны, что удорожает конструкцию. Обод имеет две конические поверхности для посадки на ступицу с углом 18 и 75°. Стыки секторов обода располагаются на спицах ступицы. При посадке на конце 18° борт сдвигают до упора с конической поверхностью 75°, создавая натяг бортов и их установку с минимальным радиальным и осевым биением. Для шин с регулируемым давлением воздуха применяют дисковые колеса с разборным ободом и распорным кольцом. ![]() Распорное кольцо прижимает борт шины к закраинам обода. Для крупногабаритных шин применяют бездисковые колеса. Ввиду необходимости снижения массы и момента инерции колеса было бы желательно применение на автомобиле колес из легких сплавов или пластических масс. Однако высокая стоимость алюминия и большая трудоемкость изготовления алюминиевых колес сдерживает их широкое применение. По этим же причинам ограничено применение пластмассовых колес. Кроме того, для них характерны трудности с упрочнением крепежных отверстий. | |
Просмотров: 2536
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |